Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав согласно пункту 1 статьи 18 Федерального Закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) правоустанавливающие документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре  прав,  при этом сведения, которые необходимо внести в Единый государственный реестр прав (далее ЕГРП) об объекте недвижимости (в зависимости от вида объекта недвижимого имущества), указаны в пункте 6 статьи 12 Закона, в разделе III, пункте 45 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Правила). О виде права - в пункте 38 Правил ведения ЕГРП. О правообладателе, стороне сделки, лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права или чьи права ограничиваются (обременяются) - в пункте 6 статьи 12 Закона, в пункте 18 Правил ведения ЕГРП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения. Согласно  Правил ведения ЕГРП в Едином государственном реестре прав соответствующие графы листов записи подразделов II и III должны отражать информацию:

для физических лиц - о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, удостоверяющем личность документе и его реквизитах, адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

для юридических лиц - о полном наименовании, индивидуальном номере налогоплательщика, дате и месте государственной регистрации, номере документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Понятие земельного участка в действующем законодательстве Российской Федерации определено ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Образование земельных участков, согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 

Согласно ст. 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка представляет собой образование нескольких участков из одного. При этом первоначальный участок прекращает свое существование. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования, но при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Объединение в силу ст. 11.6 ЗК РФ подразумевает объединение смежных земельных участков в один. В результате этого образуется один участок, но при этом существование объединяемых смежных земельных участков прекращается. Если они находились в собственности у одного лица, оно является собственником вновь образуемого земельного участка. Если же собственников было несколько, после объединения у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок.

С 1 июля 2016 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Нововведения  будут способствовать улучшению качества кадастровых работ и минимизации ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также позволят существенно повысить уровень защищенности прав собственников недвижимости.

Среди основных изменений, вносимых Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ, можно выделить следующие:

Усиление квалификационных требований к кадастровым инженерам.

По новому закону, для того, чтобы получить статус кадастрового инженера, необходимо наличие высшего образования по специальности или любого другого вузовского диплома, но при условии прохождения профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений. Ещё одно важное требование – потенциальному кадастровому инженеру необходимо будет в течение двух лет пройти стажировку в качестве помощника кадастрового инженера. Кроме того, один раз в три года кадастровый инженер обязан подтверждать свою квалификацию.

Со 2 февраля 2016 года многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Ростовской области приступили к осуществлению выдачи документов после государственной регистрации прав.

Приоритетная задача на сегодняшний день для областного Росреестра - это увеличение доли услуг ведомства, предоставляемых на базе МФЦ. Напомню, в этом году данный показатель должен составить
80 %. Такую задачу перед нами поставил, прежде всего, губернатор Ростовской области, а также данный показатель зафиксирован в «дорожной карте» по развитию системы государственной регистрации прав. Мы полагаем, что такая мера, как выдача результата государственной регистрации прав, существенно повысит долю оказания государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на площадках МФЦ. Кроме того, в целях достижения установленного показателя мы также сократили сроки государственной регистрации прав по заявлениям, принятым на площадках МФЦ, - отметила заместитель руководителя областного Росреестра Ядвига Беспамятнова.

В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. одной из функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), является осуществление государственного земельного надзора.

В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 «О государственном земельном надзоре» (далее - Положение), задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Согласно пункту 6 Положения в рамках государственного земельного надзора  осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок, соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказом Министерства экономического развития РФ
от 27.12.2011 № 766, утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП (далее – Порядок).

Согласно Порядку сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу заявителям, получившим в соответствии с Порядком уникальные коды. Срок действия ключей доступа составляет один год со дня их получения.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу представляется в регистрирующий орган по выбору заявителя. В настоящее время такой запрос может быть подан в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – Управление) по почте либо при личном обращении в  отдел по г. Волгодонску Управления Росреестра по Ростовской области, по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Ленина, д. 65.

Страница 14 из 18