C 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости». Нововведения устанавливают для кадастровых инженеров обязательное членство в соответствующих саморегулируемых организациях (СРО), а также повышают профессиональные требования к таким специалистам.

Принятые меры направлены на улучшение качества кадастровых работ и минимизацию ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также на повышение уровня защищенности прав собственников недвижимости при проведении кадастровых работ.

В соответствии с изменениями в законе помимо профессионального высшего образования и сдачи квалификационного экзамена потенциальному кадастровому инженеру потребуется в течение двух лет пройти стажировку в качестве помощника кадастрового инженера. Затем раз в три года кадастровый инженер обязан проходить обучение по программам повышения квалификации. Также в числе требований – отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете и отсутствие судимости. По закону кадастровый инженер должен иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности.

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».  Главным нововведением законопроекта является передача полномочий по кадастровой оценке от независимых оценщиков в специальные государственные бюджетные учреждения (ГБУ).

«Оценка кадастровой стоимости теперь будет осуществляться государственными бюджетными учреждениями по единой методике на всей территории России, - отметила и.о. руководителя Управления Росреестра по Ростовской области Ядвига Беспамятнова, - Это повысит точность и качество результатов оценки и позволит сократить количество обращений по её пересмотру».

Согласно изменениям закона, за результаты определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение и его работники будут нести дисциплинарную, административную и имущественную ответственность. Кроме того, сведения об итогах государственной кадастровой оценки будут открытыми для граждан. Федеральным законом предписывается размещать в сети «Интернет» на 60 дней проект отчёта, содержащего предварительные результаты определения кадастровой стоимости, для общественного ознакомления и возможности подачи замечаний всеми заинтересованными лицами. Росреестр участвовал в разработке принятого законопроекта и последовательно выступал за принятие его положений. Стоит отметить, что некоторые положения нового закона, которые касаются особенностей проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, вступят в силу с начала 2020 года.

Справка: Список объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органами Росреестра. Оценка проводится не чаще одного раза в три года, и не реже одного раза в пять лет.

На сайте Росреестра успешно работает модернизированный сервис (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki), благодаря которому каждый желающий в режиме онлайн может узнать о качестве работы и результатах профессиональной деятельности кадастровых инженеров в Ростовской области. Сервис позволяет получить сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе.

«В случае исключения специалиста из списка, сервис выдает запись, указывающую на аннулирование квалификационного аттестата, - отметил и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Ростовской области Александр Козырев. – Надеемся, что подобная мера поможет гражданам более грамотно подойти к выбору специалиста».

Возможности сервиса позволяют хранить информацию о более чем 100 тысячах кадастровых инженеров, а также осуществлять поиск по заданным критериям. Сведения можно получить как в электронном виде, так и в бумажном.

Для справки: Кадастровые инженеры – специалисты, осуществляющие подготовку документов (технические и межевые планы, акты обследования и т.д.) для постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. Росреестр ведет государственный реестр кадастровых инженеров с октября 2010 года. По состоянию на май 2016 года в реестре содержатся сведения о 37 тысячах кадастровых инженерах.

Управление Росреестра по Ростовской области доводит до населения г. Волгодонска следующую информацию:

В соответствии с  решением комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 25.02.2016

с 01.06.2016 Прием документов на государственную регистрацию прав, выдача документов после государственной регистрации прав, прием запросов на предоставление сведений из ЕГРП, выдача информации из ЕГРП в офисе Управления Росреестра по Ростовской области, расположенном по адресу: г. Волгодонск, ул. Ленина, 65 осуществляться не будет.

Для получения услуг Росреестра в части предоставления документов на государственную регистрацию прав, получения документов после государственной регистрации прав, получения информации из ЕГРП можно обратиться: 

  1. В офис приема-выдачи документов ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области по адресу: г. Волгодонск, ул. Ленина, 72 (справочный телефон 8(8639)212307).
  2. В офисы МФЦ по адресу: г. Волгодонск, ул. Морская, 62, ул. М. Горького, 104, ул. Маршала Кошевого, 23В, ул. Академика Королева, 1а (справочный телефон: 8(8639)221614, 279660, 212720, 213123).

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав согласно пункту 1 статьи 18 Федерального Закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) правоустанавливающие документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре  прав,  при этом сведения, которые необходимо внести в Единый государственный реестр прав (далее ЕГРП) об объекте недвижимости (в зависимости от вида объекта недвижимого имущества), указаны в пункте 6 статьи 12 Закона, в разделе III, пункте 45 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Правила). О виде права - в пункте 38 Правил ведения ЕГРП. О правообладателе, стороне сделки, лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права или чьи права ограничиваются (обременяются) - в пункте 6 статьи 12 Закона, в пункте 18 Правил ведения ЕГРП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их места нахождения. Согласно  Правил ведения ЕГРП в Едином государственном реестре прав соответствующие графы листов записи подразделов II и III должны отражать информацию:

для физических лиц - о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, удостоверяющем личность документе и его реквизитах, адресе постоянного места жительства или преимущественного пребывания;

для юридических лиц - о полном наименовании, индивидуальном номере налогоплательщика, дате и месте государственной регистрации, номере документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Понятие земельного участка в действующем законодательстве Российской Федерации определено ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Образование земельных участков, согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, происходит при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 

Согласно ст. 11.4 ЗК РФ, раздел земельного участка представляет собой образование нескольких участков из одного. При этом первоначальный участок прекращает свое существование. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования, но при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Объединение в силу ст. 11.6 ЗК РФ подразумевает объединение смежных земельных участков в один. В результате этого образуется один участок, но при этом существование объединяемых смежных земельных участков прекращается. Если они находились в собственности у одного лица, оно является собственником вновь образуемого земельного участка. Если же собственников было несколько, после объединения у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок.

Страница 9 из 14